[webnavoz_likes]

Листинг и IPO

FAQ

Быстрое развитие фондовых рынков развитых стран сделало размещение ценных бумаг (ЦБ) на бирже популярным и востребованным способом привлечения инвестиционного капитала. Один из популярных инструментов для его реализации – листинг (listing) акций или облигаций компании-эмитента. Он осуществляется либо как самостоятельное мероприятие, либо в рамках IPO или SPO (первичное и вторичное размещение акций – Initial и Secondary public offering).

В первом случае речь идет о так называемом прямом листинге, ставшем особенно востребованным в последние 3-4 года. Он нередко рассматривается как альтернатива традиционному IPO, обладая характерным набором плюсов и минусов.

Определение и особенности

Рассматриваемое понятие происходит от английского слова list (список) и означает комплекс мероприятий по включению ценной бумаги в биржевой список. Обязательные условия для этого – выполнение эмитентом требований, предъявляемых правилами работы биржи. Листинг применяется для двух видов ЦБ – облигаций и акций

По результатам мероприятия ЦБ включается в котировальный список, который делится на несколько уровней, в зависимости от правил работы биржевой площадки и с учетом надежности эмитента. Например, на Московской бирже установлено три уровня списка: первый и второй являются котировальными, а третий – некотировальным. В первый включаются бумаг премиального сегмента, во второй – ЦБ надежных и успешных компаний, в третий – активы остальных предприятий, прошедших листинг. Аналогичная или схожая классификация предусмотрена правилами работы других фондовых бирж.

К числу стандартных требований для включения в фондовый список обычно относятся:

  • соответствие ценной бумаги нормативам финансового регулятора (для России – Центробанк РФ);
  • официальная регистрация ЦБ с обслуживанием в расчетном депозитарии;
  • определенный уровень публичности компании, который выражается в раскрытии финансовой документации за конкретный период времени;
  • величина капитализации предприятия (если речь не идет о первичном размещении акций);
  • длительность работы фирмы на рынке;
  • прибыльная деятельность компании-эмитента и т.д.

Задачи и виды

Рассматриваемый термин используется в самых разных видах деятельности, начиная с торговли и программирования, а заканчивая недвижимостью и криптовалютными биржами. Применительно к фондовому рынку различают два вида листинга: первичный (для первого выпуска ЦБ) и вторичный (для всех последующих, например, при выходе на новую биржу). Основное отличие между ними – заметно более лояльные требования, которые предъявляются к эмитенту в ходе вторичного листинга.

Другой вариант классификации учитывает характер проводимого мероприятия. В соответствии с ним листинг делится на несколько разновидностей:

  • прямой (Direct listing или DPO — Direct public offering). Используется в процессе регистрации компании на бирже другой страны;
  • двойной. Применяется при получении разрешения на торговлю ЦБ на нескольких площадках в пределах одного государства;
  • кросс-DPO. Процедура одновременного/перекрестного включения ЦБ в котировальные списки нескольких биржевых площадок, которые могут работать как в одной стране, так и в разных. При правильном использовании позволяет уменьшить расходы средств и времени;
  • депозитарная расписка. Предусматривает оборот не облигаций или акций, а депозитарной расписки, которая является одной из разновидностей ценных бумаг.

Проведение листинга позволяет решить сразу несколько задач, стоящих перед эмитентом. В их числе:

  • увеличение капитала;
  • включение компании в различные биржевые рейтинги;
  • расширение сферы оборота ЦБ;
  • рост инвестиционной привлекательности;
  • определение реальной рыночной стоимости бумаг компании.

Преимущества и актуальность DPO

В последние года заметную популярность приобрел прямой листинг. Он представляет собой относительно новую процедуру, особенно часто используемую стремительно растущими компаниями из высокотехнологических отраслей экономики. DPO имеет несколько серьезных отличий от традиционного IPO. Главными из них выступают такие:

  • отсутствует прямое привлечение капитала в компанию, так как новые ЦБ не эмитируются. Механизм инвестирования в этом случае намного сложнее. Он предусматривает использование механизмов слияния и поглощения, а также более эффективного использования имеющихся в распоряжении компании и ее владельцев облигаций и акций. Главной задачей мероприятия в этом случае выступает определение реальной рыночной цены предприятия;
  • не нужно привлекать андеррайтеров. Процедура IPO жестко регламентирована. Ее обязательный участник – инвестиционный банк, требующий соответствующих расходов. При DPO необходимость в них попросту отпадает;
  • сокращаются временные и финансовые издержки. Экономия на андеррайтерах – далеко не единственный резерв сокращения расходов при DPO. Уменьшение общего количества требований к эмитенту позволяет избавиться от услуг разнообразных финансовых и юридических консультантов, заметно сократив общие трудозатраты на проведение мероприятия;
  • владельцы «старых» акций торгуют бумагами без ограничений. IPO предполагает наличие так называемого lock up периода, обычно равного полугоду. До его истечения собственники выпущенных ранее ЦБ не имеют права продавать их на биржевых торгах. Подобные ограничения отсутствуют при DPO.

Исходя из перечисленных особенностей, можно выделить три главных преимущества прямого лизинга перед IPO. Первое – заметное сокращения финансовых и временных издержек. Второй – отсутствие публичного статуса и необходимости выполнения связанных с ним формальностей. Третье – большая гибкость в использовании ЦБ компании и сохранение полного контроля над предприятием. Последнее достоинство нередко становится решающим аргументом в пользу DPO.

Риски DPO

Вместе с тем утверждать, что Direct listing – это полноценная альтернатив IPO, преждевременно. Несмотря на популярность мероприятия в определенных секторах экономики, наличие нескольких очевидных достоинств, а также лояльное отношение к эмитенту со стороны контролирующих инстанций, DPO имеет и определенные недостатки.

В первую очередь, необходимо учитывать риски, которые характерны для подобного мероприятия и наглядно проявляются при сравнении с IPO. Основная опасность для эмитента кроется в необходимости нести, пусть и в меньшем объеме, дополнительные расходы – на раскрытие информации, проведение аудита и включение ЦБ в котировальные списки. При этом нет никакой гарантии, что перечисленные затраты окупятся.

Главный риск участия для инвестора заключается в намного меньшем контроле над деятельностью эмитента со стороны финансовых регуляторов. Ситуация усложняется тем, что крупные акционеры имеют возможность повлиять на результаты торгов, выставив на продажу собственные пакеты бумаг предприятия. В этом случае интересы небольших частных инвесторов защищены крайне слабо.

Рейтинг статьи
IPO-Invest.ru - все про инвестиции в IPO
Добавить комментарий