Первичное размещение акций на фондовой бирже — судьбоносное явление в жизни любого бизнеса. Интерес со стороны СМИ, привлечение огромного количества денежных средств на дальнейшее развитие и справедливая рыночная оценка приводят к появлению мультимиллионеров и миллиардеров всего за один день, а для компании определяют начало нового витка развития! Но на российском рынке не все так просто. IPO — явление весьма редкое, несмотря на регулярные оптимистические прогнозы экспертов, инвесторов и руководителей компаний, которые из года в год так и не могут стать публичными.
Проблемы IPO российских компаний
В то время, как на американском фондовом рынке в 2018 году появилось 190 публичных компаний, в России не было проведено ни одного IPO. В 2019 году число планируемых IPO в нашей стране составляло более полутора десятка, а статус публичной обрела лишь одна компания — HeadHunter.
В чем же дело? Возможно, после IPO падает курс акций? Да нет же! Публичный статус сервису HeadHunter, который обещает, что “работа найдется для каждого”, не то что не навредил, но привел к отличным финансовым показателям, о чем ярко свидетельствует следующий график:
Но почему же первичное размещение случается в нашей стране так редко? Этому есть ряд причин:
- Инвесторы, которые готовы вкладывать большие деньги, отличаются особой консервативностью. Вне зависимости от того, насколько перспективной является бизнес, если он базируется в России, это автоматически вызывает предосторожность и скептицизм. Следует заметить, вполне оправданно. Масла в огонь подливают пресловутые санкции, лавинообразное падение курса национальной валюты, которое случается не так часто, но приводит к значительному падению дохода и капитализации, а значит, стоимости акций.
- Все больше инвесторов и вовсе диверсифицируют активы, уходя от “бумажных инвестиций” в недвижимость и драгоценные металлы. SNP500, который регулярно обновляет пики, не может расти вечно, а последний финансовый кризис, как мы все помним, был в далеком 2008 году.
- Не способствуют популярности первичного размещения и сложности механизмов финансирования для иностранных инвесторов.
Поэтому любые прогнозы насчет того, какие российские бизнесы выйдут на IPO в 2020 году, стоит считать положительным взглядом на ситуацию, даже если пресс-служба уверяет в том, что решение уже принято.
SPO российских компаний в 2018-2019 годах
Более положительная ситуация с SPO. Но и SPO по масштабам значительно меньше, чем IPO. Это — продажа ценных бумаг изначальными акционерами, венчурными фондами, создателями с целью фиксации прибыли, то есть, не первичное, как IPO, а вторичное размещение. По сути, SPO может быть одна крупная сделка, в которой есть место для одного покупателя. Обычно вторичное размещение позволяет компании выручить денежные средства, касается нескольких процентов акций и не оказывает такого влияния на финансовые показатели как IPO.
И тем не менее, в конце 2019 года АФК «Система» и РКИФ выручили 16 миллиардов рублей за счет продажи почти 25% акций “Детского мира”. Это достаточно положительно сказалось на стоимости акций:
В ноябре 2019 года в ходе SPO “Газпром” продал 3,59% акций компании. Общая сумма сделки составила 188 миллиардов рублей. Сделка повлекла за собой комментарии не только известных экспертов, но и самого Президента Путина. По его словам, капитализация “Газпрома” — на минимальном уровне, а потенциал даже трудно посчитать.
Еще одно значимое для инвесторского капитала SPO состоялось 4 апреля 2019 года. Было продано 3,84% акций ПАО “Полюс”. Это повлекло за собой незначительное снижение цены.
Проведение SPO “Интер РАО” оказалось весьма удачным. Удалось привлечь 4,15 миллиарда рублей. Событие оказало положительное влияние на котировки.
В 2018 году SPO провел Московский кредитный банк, что позволило привлечь 14,7 миллиарда рублей.
Какие российские компании могут выйти на IPO в 2020 году?
Яндекс.Такси
Среднестатистический пользователь интернета и пассажир такси считает, что Яндекс.Такси — лишь один из сервисов Яндекса, такой как поисковая система, почта, или служба доставки еды. На самом деле это крупный бизнес, который планирует провести ИПО в ближайшем будущем. Вполне возможно, это произойдет в 2020 году. Оценка, как считают эксперты, должна составить не менее $5 миллиардов. Капитализация “Яндекса”, стоит заметить, составляет $15,85 миллиардов.
Безусловно, инвестиционная привлекательность компании обуславливается авторитетом “Яндекса” — компании, которая за последние 5 лет продемонстрировала достаточно неплохие показатели:
К слову, о том, чтобы провести IPO, руководство компании задумывается уже не первый год. На данный момент, согласно официальным сообщениям, в Яндекс.Такси ведут активные переговоры с разными банками.
Ozon
Успех американского “Амазона” и его создателя Джеффа Безоса, который прочно удерживает статус самого богатого человека в мире, вселяет уверенность в то, что и российский интернет-магазин с созвучным названием “Озон” может стать публичной компанией и продемонстрировать дальнейший рост.
С точной датой проведения IPO пока не определились. Инвестиционная группа АФК “Система”, которая, к слову, известна своим успешным IPO на Лондонской фондовой бирже, в ходе которого в далеком 2005 году было привлечено $1,3 миллиарда, называет 2020-2021 годы. Но, как это уже стало хорошей традицией, без какой-либо конкретики.
Вкусвилл
Прогнозы насчет IPO Вкусвилл достаточно оптимистичны. По словам основателя сети Андрея Кривенко, в ближайшем будущем планируется не только размещение акций, но и международная экспансия в Европе и Китае. Эти два процесса, следует полагать, не являются связанными.
В России, в частности, в Москве, также будут открыты новые магазины. Особое внимание планируется обратить на поставки элитных вин от прямых производителей Франции и Италии. ИПО, по заверениям руководящих лиц, вполне возможно провести на Московской бирже.
Впрочем, разговоры ведутся не только об IPO, но и о продаже компании. Ясно, что активное присутствие Вкусвилла на международных рынках положительно скажется на интересе иностранных инвесторов.
РЕСО-Гарантия
Разговоры об IPO ведутся уже давно — с 2006 года, и не только разговоры. СМИ уже на протяжении многих лет сообщают об ИПО, которое будет проведено в следующем году, да вот “следующий год” никак не наступает.
В 2018 году прибыль группы РЕСО составила 26,5 миллиарда рублей, что на 70% больше, чем в прошлом (15,5 миллиарда). Казалось бы, громадный успех в ведении страхового бизнеса должен всячески привлекать потенциальных инвесторов, но одна из причин, по которой Ресо-Гарантия так и не может стать публичной, — как раз недооценка активов. Об этом заявил сам Иван Иванов, заместитель генерального директора.
В число претендентов, которые могут стать публичными в 2020 году, журналисты включают российского дискаунтера Fix Price, частную сеть медицинских центров EMC, одного из крупнейших банков РФ “Совкомбанк”, нефтяную компанию “СИБУР”. Однако, никаких конкретных дат пока не сообщается.
В целом, новостные сообщения в СМИ относительно первичного и вторичного размещения акций российских предприятий в 99% случаев касаются прогнозов и оценок экспертов. Реальных сделок на самом деле мало, очень мало. И если продажа нескольких процентов акций на вторичном рынке — явление хоть и редкое, но имеющее место, то без IPO можно прожить целый год. Каким станет 2020, и выйдет ли на IPO хотя бы одна из компаний, описанных в этой статье, покажет время!